Д.С. Лихачев
Патриотизм есть в каждом из нас. Это очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе, в подсознании. О нём судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие. Патриотизм связан с осознанием исторического наследия народа, ибо Родина - это не только страна, но и вся ее история, история ее культуры, ее духовного становления во времени. Патриотизм - это ощущение духовной связи с Отечеством; для нас - с Россией. Это любовь к ее прошлому и настоящему, это надежда и вера в ее будущее.
Память о славном прошлом нашей страны даёт нам право называться наследниками великой Славы нашего народа, быть достойными хранителями и передавать её будущим поколениям.
Одним из важнейших направлений воспитательной работы в гимназии «Росток» является патриотическое воспитание. Организация и проведение мероприятий, имеющих патриотическую направленность, способствуют формированию гражданской позиции, воспитывают чувство любви и уважения к своей стране, её истории и традициям.
На всем протяжении работы гимназии, а это уже почти 25 лет, воспитательная работа включает в себя мероприятия, направленные на формирование эмоционально-волевых качеств гражданина – патриота России, воспитание стремления к сохранению и преумножению военного, исторического и культурного наследия и передаче его от старшего поколения к младшему, осознанию глубинных связей поколений.
Именно поэтому гимназисты принимают участие в традиционных мероприятиях, посвящённых героизму и мужеству русских людей, солдат разных поколений, проводят встречи с ветеранами боевых действий. Традиционно с 23 января по 23 февраля проходит месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы с целью формирования эмоционально-волевых качеств гражданина - патриота России. В этом году он стартовал под девизом «За веру, Кубань и Отечество!» В эти дни проводятся классные часы и уроки мужества, посвящённые освобождению Кубани от немецко-фашистских захватчиков, ведь большинство станиц и городов края в 1943 году сняли бремя оккупации именно в эти месяцы. Школьники организуют встречи с ветеранами и участниками боевых действий.
Гимназия активно сотрудничает с различными государственными и общественными организациями и движениями, такими как: Институт береговой охраны Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Общероссийская общественная организация «Молодые интеллектуалы России» (г. Санкт-Петербург), Анапское городское отделение Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», Ассоциация Ветеранов боевых действий ВВ МВД России г-к Анапа, Клуб ветеранов «Боевые подруги», «Анапский комплексный центр социального обслуживания населения», воинские части Анапского района и другие.
В гимназии активно работает программа «Образование в путешествии», главной целью которой является получение новых знаний в поездках по Анапскому району, Краснодарскому краю, России и миру. Важной частью этой программы является посещение мест боевой славы нашей страны. Гимназисты могут лично, воочию, увидеть знаменательные места. Для каждого класса разрабатывается специальный маршрут, учитывающий возраст и интересы детей.
В октябре 2015 года старшеклассники посетили Москву и приняли участие в военно-патриотическом слете команд юных спасателей космонавтов «Юниспас». Гимназистам представилась возможность побывать в центре подготовки космонавтов Звездного городка, посетить военный аэродром Чкаловский, лицей имени Гагарина и центральный музей ВВС в городе Монино, музей космонавтики и Центр океанографии и морской биологии «Москвариум» на ВДНХ, увидеть с высоты смотровой площадки Останкинской телебашни панораму Москвы. Кроме этого гимназисты участвовали в различных конкурсах, таких как спортивная игра Зарница, Лазертэг и многих других, а так же встретились с героям России и Советского Союза летчиками-космонавтами Олегом Новицким, Александром Лавейкиным и другими. Команда гимназии «Росток» на протяжении нескольких лет принимает участие в мероприятиях форума, которые способствуют воспитанию настоящих патриотов нашей страны, приобщают к социальным ценностям – гражданственности, гордости за свою Родину. Благодаря им школьники осознают ответственность за настоящее и будущее России.
Учащиеся традиционно принимают участие в конкурсах рисунков «Великая Отечественная война глазами детей», готовят плакаты «Подвиг в сердце каждого», участвуют в акциях «Георгиевская лента», «Солдатский платок», «Письмо ветерану» и многих других. Подобные мероприятия помогают воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину, они нужны и важны для подрастающего поколения!
В дни празднования 70-летия Великой Победы администрация гимназии по инициативе Президентского Совета республики «Росток» организовала торжественный праздник «Дети Победы», на который были приглашены анапчане, родившиеся в год Победы. Гимназисты не только подготовили праздничный концерт, но и вручили подарок каждому гостю. Это были маленькие сюрпризы, но каждый из них воплощал мечту детства приглашенных на праздник. Ровесники Победы рассказали учащимся о своем детстве, играх, забавах, о родителях живых и не пришедших с войны. И каждая повесть о послевоенных годах тронула сердца зрителей и гостей праздника. В завершении праздника в воздух взлетели 70 разноцветных шаров и поднялись высоко в небеса. Рожденные в 1945 году на этом празднике словно заново прожили свою жизнь.
Ежегодно ученики гимназии участвуют в празднике-конкурсе «Песни военных лет», который призван воспевать мужество и героизм защитников Отечества, стимулировать современную молодёжь к сохранению мира на земле.
Несколько лет назад один из родителей наших гимназистов Владимир Владимирович Стерликов узнал, что недалеко от села Джигинка Краснодарского края находится заброшенный памятник лётчику бомбардировочной авиации старшему лейтенанту Владимиру Михайловичу Жильцову. Ему удалось узнать, что на этом месте была братская могила 1943 года. Владимир Владимирович предложил гимназии «Росток» взять шефство над этим воинским захоронением. В 2011 году коллектив гимназии решил восстановить памятник. Гимназисты из документа о безвозвратных потерях выяснили, что 20 сентября 1943 года при выполнении боевого задания в районе Джигинки самолёт ИЛ-2 214 штурмовой авиационной дивизии 4-й воздушной армии был сбит немецким самолетом – истребителем Focke-Wulf FW-190 «Würger», упал горящим. Вместе с Владимиром Жильцовым погиб воздушный стрелок, сержант Аджамет Таяр, 1925 года рождения, уроженец деревни Ускут Полуштинского района Крымской АССР. Лётчики были захоронены на месте падения самолёта местными жителями. Аджамет Таяр был позже перезахоронен родственниками на Родине.
Силами гимназистов, родителей и педагогов восстановлен постамент памятника, приведена в порядок близлежащая территория. Было создано место для проведения митингов. Несколько раз в год гимназисты и педагоги выезжают на место захоронения старшего лейтенанта Владимира Михайловича Жильцова, проводят памятные митинги, возлагают цветы, вспоминают о великом подвиге героев, погибших при освобождении города Анапа и Анапского района от немецко-фашистских захватчиков.
Память не знает старости, и именно она поможет сохранить каждому человеку воспоминания о войне. В год 70-летия Великой Победы весь коллектив гимназии «Росток» включился в проведение акции «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой», в рамках которой гимназисты провели исследовательскую работу по сбору информации о своих родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне. Историческая память – это то, что передается из уст в уста: интересные истории, которые случились с близкими и родными людьми, фотографии, предметы, которые бережно хранятся в семейных архивах. Историческая память – это размышление о прошлом своей страны, своей семьи, своей малой родины. Акция «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой» - это написание КНИГИ ПАМЯТИ, которая состоит из частиц воспоминаний и размышлений, написанных коллективом учеников и педагогов гимназии. Книга издана в 2015 году московским издательством «Педагогическое общество России».
«Быть русским значит не только говорить по-русски. Но значит — воспринимать Россию сердцем, видеть любовью ее драгоценную самобытность и ее во всей вселенской истории неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий, данный самим русским людям, и в то же время — указание Божие, имеющее оградить Россию от посягательства других народов и требовать для этого дара — свободы и самостоятельности на земле. Быть русским значит созерцать Россию в Божьем луче, в ее вечной ткани, ее непреходящей субстанции и любовью принимать ее как одну из главных и заветных святынь своей личной жизни. Быть русским значит верить в Россию так, как верили в нее все русские великие люди, все ее гении и ее строители».
(Русский мыслитель Иван Ильин)
Надежда Викторовна Подопригора,
заместитель директора по воспитательной работе
Олег Викторович Морозов,
заместитель директора по ИКТ